Краска 4БО
В 1941 году на смену краске 3Б АУ появилась краска 4БО, практически не отличимая цветом, текстурой и матовостью. Это был существенный шаг в технологиях того времени, наладился выпуск пигмента окиси хрома, увеличились мощности по добычи крокоитов (введены мощности дополнительных двух рудников), это позволило решить несколько задач – увеличить антикоррозионную защиту металла (в десятки раз), отказаться от использования ультрамарина и самое главное снизить заметность в инфракрасных спектрах.
В 1942 году произошло упрощение производства, это выразилось в изменении требований к окраске вооружений. Стали добавлять, чуть больше «зеленой» части – окиси хрома, за счет сокращения количества охры (Журавский карьер в 1942 году был в оккупации, карьеры Ленинградской и Новгородской области были не доступны). Этот вариант краски 4БО является самым популярным и известным по количеству образцов, встречающихся в музеях. В 1944 году состав краски практически восстановился до уровня 1941 года.
В 1951 году приняли ГОСТ 5786-51 «Краска масляная 4БО» по госту допускалось, чуть большее содержание охры. Техника, окрашенная в данный период, характеризуется желтоватым отливом.
В 1956 году началось широкое применение нитроэмалей, в первую очередь в автомобилестроении и следом в военной технике, через год в 1957 году внесли последние незначительные изменение в рекомендации по применению краски 4БО, еще в течении 20 лет краска периодически применялась, большей частью при ремонтных работах.
Сейчас краска 4БО это часть истории, прошедшая испытанием огнем, временем, коррозией. Многие экспонаты окрашенной данной краской сейчас можно встретить в музеях, ее отличает глубокая матовость, светостойкость и высокая степень антикоррозионной защиты самих экспонатов.
В нашем интернет магазине имеется возможность купить краску 4БО в соответствии со стандартами различных годов выпуска.
Краска 3Б АУ «Защитная»: раскрываем секреты исторического состава
Краска 3Б АУ — загадочный образец советской лакокрасочной промышленности, история которого окутана противоречиями. Несмотря на десятки публикаций в сети, первоисточники, включая отраслевые стандарты, утрачены. Наше исследование, основанное на анализе оригинальных касок СШ-36 (1936–1940 гг.), раскрывает правду о её составе, эволюции и применении.
История с «белыми пятнами».
До сих пор нет единого мнения о точном рецепте 3Б АУ. Наиболее полное описание оставил инженер-подполковник В.Н. Поддубный в книге «Коррозия оружия и боеприпасов» (1946 г.), но его данные содержали неточности. Попытки воспроизвести краску по его формуле привели к белокремовому оттенку (близкому к RAL 1002), что не совпадает с историческими образцами. Химический анализ касок выявил лишь наличие охры, ультрамарина и примесей мела, но не дал полной картины.
Математика вместо догадок.
Более 1,5 лет ушло на подбор компонентов. Ключевым стал математический подход: Оттенок «зелени» зависит от соотношения жёлтых (охра) и синих (ультрамарин) пигментов. «Серость» определяется балансом светлых (мел, белила) и тёмных компонентов (сажа, графит).
Этот метод помог не только воссоздать 3Б АУ, но и практически случайно получить состав немецкой краски Grungrau (RAL 6006). Оказалось, что все компоненты Grungrau соотносятся как 1:2:3:4, а расхождения с формулой Поддубного — в пределах десятых долей процента и понятные опечатки в книге 1946 года.
От XIX века до Великой Отечественной
История «Защитной» краски началась в 1825 году, когда для окраски лафетов применили зеленую краску на основе "Ярь-медянки". В 1878 году приказ №298 военного ведомства закрепил тёмно-зелёный цвет на основе московской лазури и охры, эта краска стала именоваться "Защитная", а не просто "Зеленая". К 1914 году состав почти не изменился, но краска выпускалась в очень широком диапазоне допуска, применялись разные охры, не выдерживалось содержание лазури (синего пигмента), достаточно много включений мела, гипса, извести. После революции 1917 г. производство пришло в упадок, применялись запасы художественных пигментов и различные местные заменители. Возрождение началось в 1930-х:
В 1932 году появляется первые стандарты. Окраска «на основе лазури», «того же цветного колеру, что и в мировой войне». Требовалось "примеси исключить".
В 1932-1933 году имеются обрывочные сведения о попытке создать «формулу», по которой бы осуществлялся отпуск материалов в войска, что свидетельствует об отсутствии стандартов производства и приемки.
В каталоге НКТП (Наркомата тяжелой промышленности) 1934 указаны краски "Защитная и 3Б".
В 1936-1937 году на касках встречается "Защитная краска", достаточно светлая и сочная по оттенку.
- 1937 г. — утверждён стабильный состав с фиксированным соотношением охры и ультрамарина. Качество пигментов выросло, но цвет варьировался из-за разного сырья (от бело-жёлтой до красной охры). Данная краска известна как «ЗБ АУ» или «Изумруд». В её состав добавляли лимонный крон (для насыщенного зелёного) и графит (для матовости и тёмного оттенка). Краску очень сложно сфотографировать и дать определение ее цвету. В темноте это почти черный цвет, на ярком цвету - сочный зеленый, изумрудный, как темная хвоя. В ИК-спектре краска темная, почти черная.
С 1938 по 1939 выпускалась краска именуемая в одних документах «Защитная», в других «ЗБ АУ». Состав ее близок к краске 1936 года, несколько иное процентное содержание компонентов. Фактура становится грубее, размеры пигментных частиц становятся больше 60 микрон, появляется много сторонних примесей.
В 1939-1940 году появляется и используется краска по цветности идентичная 4БО, но совершенно отличная по химическому составу. Состав близок к краскам 1936, 1938 годов, но содержит желтый или лимонный крон.
Так же появляются различные модификации.
В 1934 году появилась "Зеленая" краска, по факту очень дешевая, без антикоррозионных свойств.
В 1935 году появляется "Защитная К", очень качественная краска с высокими антикоррозионными свойствами. Применялась в окраске кузовов автомобилей, зенитной артиллерии.
В изделиях 1940 года встречается "гороховый" цвет, выполненный из отбракованной "Защитной К".
Почему «3Б АУ»?
«3Б» — третья модификация «базовой» краски.
«АУ» — разработка Артиллерийского управления Наркомата тяжёлой промышленности.
В 1940 активно проводиться разработка новой краски «4БО», и видимо после буквы «З» решили ввести цифру «4» индекс «базовый» сохранился.
Для чего актуальна сегодня?
- Точное воспроизведение цветов Великой Отечественной войны.
- Реставрация экспонатов музеев, военной техники, касок СШ-36.
- Реконструкция исторических объектов с сохранением подлинной фактуры.
Ключевые преимущества:

- Соответствие историческим образцам.

- Детальная проработка оттенков (от «изумрудного» до «горохового»).

- Антикоррозийная защита.

- Доставка по всей России.

Воссоздайте историю с точностью до пигмента. Краска 3Б АУ — это не просто цвет, а память о прошлом.
О красном грунте
В 2019 году мне в одном из автосервисов Москвы бросился в глаза разобранный Москвич-401, внутренняя часть кузова половина его была покрыта коричневым грунтом, половина оранжевым грунтом. Наметанный глаз разу понял, что оранжевый - корабельный сурик, коричневый - железный сурик. Поскольку возраст кузова был около 50 лет, можно было наглядно увидеть как каждое покрытие (грунт) повлиял на сохранность кузова от коррозии. Теория полностью сошлась с практикой - корабельный сурик, он же свинцовый сурик - обладает прекрасными антикоррозионными свойствами - даже следа не было на коррозию. Свинцовый сурик был бархатистым - видны следы множества крупных частиц. Железный сурик был в подтеках ржавчины, особенно в местах креплений и образования конденсата. На мой взгляд, выдержать воздействие на протяжении 50 лет - лакокрасочному покрытию это "зачет" с оценкой "отлично".
Прошло 5 лет и я стал погружаться в тему лакокрасочных покрытий 30-40 х годов в Германии. Меня интересовало, почему менялся цвет или оттенок грунта и каковы причины таких изменений в химии, технологии, производстве. Удалось выяснить, что в Германии с 1938 года по 1944 год было 6 типов красных грунтов/красок отличаемых по цвету (например, RAL 8017). По колору было очень похоже на железный сурик, кроме отсутствия коррозии на изделиях 70-летней давности.
Выяснил, что в грунте был свинец, потом через патентную службу удалось выяснить полный состав свинцовой краски и этапы развития лакокрасочной промышленности.
Не смотря на схожесть красного грунта по цвету во многих странах в различных периодах промышленного производства, состав сильно отличается до 1944 года - составы были преимущественно содержащими оксиды свинца.
Наши краски

Мы не просто производим краски — мы предоставляем комплексное решение для ваших реставрационных проектов.


Бесплатная техническая поддержка: наши специалисты всегда готовы ответить на ваши вопросы, рассказать об особенностях применения красок и технологий их нанесения.


Исследования и разработки: если вам нужна уникальная краска, мы проведем полный цикл исследований и воссоздадим ее в соответствии с историческими стандартами.

Made on
Tilda